
За паранджой. Где встречаются ислам и эротическое белье...
Султан Абдулхамид II, который правил обанкротившейся Оттоманской империей в ее последние дни, имел слабость к французскому белью. Пара шелковых панталон до колен, которые носил султан, висит, любовно помещенная в рамку, в офисе Дехи Орхана, ведущего турецкого производителя нижнего белья. Если бы султан был жив, говорит Орхан, он бы с радостью согласился носить турецкие панталоны, потому что они «так же хороши, если не лучше».
Сегодня Турция – третий в мире экспортер белья. Доход от отрасли, в которой занят почти миллион человек, достиг в 2004 году 4 миллиардов долларов, что дали стране 8% мирового рынка бюстгальтеров, трусиков и купальных костюмов – вслед за Китаем и Гонконгом. Многие знаменитые модели, в том числе Синди Кроуфорд, Клаудия Шиффер, Хайди Клум и Тайра Бэнкс, получили первое международное признание, снимаясь в начале своей карьеры для рекламы «Zeki Triko», турецкой компании, производящей купальники. Большая часть эротического белья, продающегося в секс-шопах по всей Европе, изготовлена в Стамбуле.
Преимущественно исламская страна, казалось бы, не слишком подходит для того, чтобы шить отороченные мехом стринги и кожаные бикини, но Деха Орхан, чей отец основал семейный бизнес – компанию Ten – полвека назад, не видит никакого противоречия. Большинство рабочих на его фабрике – женщины, закрывающие свои лица. А умеренно исламское правительство, управляющее Турцией с 2002 года, не предприняло никаких мер, чтобы помешать производству. Наоборот, Али Бабакан, министр экономики, который также руководит переговорами о вступлении в Евросоюз, был в свое время дистрибьютором белья Ten.
Турецкая текстильная промышленность обязана своим успехом хорошему качеству, низкой стоимости производства, близостью к Европе и инвестициям в новые технологии. Однако конкуренция Китая все возрастает, особенно теперь, когда КНР получила полный доступ к мировым рынкам. Бахри Оздинс, председатель Ассоциации турецких производителей белья, говорит, что цены на энергоносители в Турции самые высокие в Европе и их необходимо снижать, если страна хочет удержать свои позиции.
Другая проблема состоит в том, что у Турции нет всемирно известных брендов, большая часть турецкого белья продается под иностранными марками. Но одна местная компания – производитель купальников – быстро зарабатывает популярность среди набожных мусульман по всему миру. Начиная с 1993 года основанная в Стамбуле фирма Hasema производит купальники в исламском стиле, первые в своем роде. Для мужчин делают мешковатые брюки до середины голени, которые, согласно словам Мехмета Сахина, основателя Hasema, «не подчеркивают определенные части тела». Для женщин шьют похожие на костюм Человека-паука трико, скрывающие волосы и бедра. В коллекции используется специальная ткань, позволяющая скромным дамам загорать не раздеваясь.
Фото султана Абдулхамида с сайта sr.wikipedia.org
См. также: